Принципы и способы регулирования производительности и давления разных компрессорных машин приводятся в разделах 2.5.2 и 2.5.3. В соответствии с этими принципами, для управления компрессорами необходима система, которая предназначена для регулирования как самого компрессора, так и всей компрессорной установки. Системы регулирования находятся в постоянном развитии, каждый год появляются более новые и совершенные варианты. Сегодняшние микрокомпьютерные системы сменили систему программируемого логического контроля (ПЛК), которой в свое время заменили простейшую релейную систему. Конструкция системы регулирования модернизировалась с учетом максимально возможной оптимизации ее работы и снижением затрат. Системы регулирования для наиболее распространенных типов компрессоров рассматриваются в ниже:
1. Нагрузка — разгрузка — остановка. Регулирование объемных компрессоров по принципу «производит воздух»/«не производит воздух» осуществляется с помощью электромагнитного клапана, который получает сигнал для перемещения заслонки в полностью открытое положение, если требуется сжатый воздух. В том случае, когда не требуется расход сжатого воздуха, заслонка полностью закрыта и промежуточного положения нет.
В настоящее время в системе сжатого воздуха на малых компрессорах используют реле давления. Это реле имеет два положения: на минимальное и на максимальное давление (т.е. нагрузка, разгрузка). При этом компрессор будет работать в заданном диапазоне давлений. Так же компрессор может работать и без нагрузки, если не требуется сжатый воздух. Такой ход работы компрессора ограничивается установленным интервалом времени (например 30 мин.). И только тогда, когда давление упадет до минимально значения по истечению заданного времени, компрессор можно запустить. Этот метод регулирования давления в системе сжатого воздуха очень распространен, и применяется многими производителями. Но есть существенный недостаток – это замедленное регулирование.
Но выход прост - для ускорения времени реагирования при регулировании начали применять взамен устаревшего реле преобразователь давления, и специальную быстродействующую электронную систему регулирования. За счет использования преобразователя регулирование происходит быстро и надежно, оставляя нам возможность установить давление в интервале нескольких десятых долей атмосферы. На холостом ходу компрессор может работать если воздух не потребляется, а давление остается постоянным. Но нельзя допускать возможность работы компрессора на холостом ходу длительное время, так как это может привести к повышению эксплуатационных расходов или к поломке компрессора. Новейшие системы регулирования способны анализировать кривую изменения потребления воздуха и загруженность компрессора, в результате чего система регулирования может автоматически принимать решение либо о продолжении работы на холостом ходу, либо о остановке работы компрессора вообще.
2. Регулировка частоты вращения вала электродвигателя. С помощью управления электронными машинами давление сжатого воздуха, произведенное компрессором с приводом, может находиться в очень узком диапазоне. Поэтому с помощью преобразователя частоты установленного на асинхронный двигатель можно регулировать частоту вращения. За счет этого можно с большой точностью получить необходимое количество сжатого воздуха, стабилизируя производительность компрессора. Это происходит благодаря автоматизированному и постоянному измерению давления в системе. Сигналы давления передаются частотному преобразователю, который регулирует скорость вращения двигателя с учетом указанных параметров. Такая регулировка позволяет поддерживать давление в системе с точностью до 0,1 бар.